Специальность 53.02.06

 

 ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ

Поступающие на специализацию должны иметь здоровый голосовой аппарат.

Специальность

  На втупительных испытаниях абитуриент должен:

- прочесть с листа хоровую двухстрочную однородную партитуру

- просольфеджировать один из хоровых голосов данной партитуры с тактированием

- исполнить любое вокальное произведение без сопровождения (р.н.п., романс, песня и т. д.)

- прочесть наизусть басню, стихотворение или фрагмент прозаического сочинения

Фортепиано

Исполнить программу в объеме требований не менее 5 классов музыкальной школы:

- этюд

- полифоническое произведение

- крупная форма

- пьеса

Вступительные испытания по музыкально – теоретической подготовке состоят из нескольких этапов:

- музыкальный диктант (письменно)

- письменная работа по музыкальной грамоте с практическим показом на фортепиано

- устный ответ по сольфеджио

I . Музыкальный диктант.

- записать одноголосный диктант в течение 25минут. Диктант в объеме 8 тактов с несложным ритмом (ритмические трудности: простые виды синкоп, ноты с точкой, шестнадцатые). Размеры: 2/4, ¾, 4/4. Диктуется 8-9 раз, через каждые 2 минуты, ещё 5 минут дается на проверку и дописывание.

Уровень трудности диктанта определяется на консультации.

Примерный образец диктанта:

666

II. Письменная работа по музыкальной грамоте.

Теоретический материал по музыкальной грамоте:

1.Длительности и паузы, запись звуков в скрипичном и басовом ключах. Фортепианная клавиатура, название октав, буквенные названия звуков.

2.Метр, размер. Основные виды. Группировка в простых и сложных размерах.

3.Лад. Мажорный и минорный лад. Ступени лада, их название. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые. Главные ступени лада.

4..Гамма. Тетрахорд. Строение мажорной и минорной гаммы. Тоника. Вводные звуки. 2 вида мажора и 3 вида минора

5.Тональность. Одноименные, параллельные, энгармонически равные тональности. Квинтовый круг тональностей. Определение тональности в произведении.

6.Метр. Ритм. Размер. Такт. Затакт. Тактовая черта. Простые и сложные размеры. Группировка. Правила группировки в простом и сложном размере.

7.Длительность звука. Виды длительностей. Пауза. Основные и особые виды деления длительностей. Триоль. Синкопа. Пунктирный ритм. Залигованные ноты. Фермата.

8.Интервал (основание, вершина, гармонический, мелодический, консонанс, диссонанс, две величины интервала). Простые интервалы (знать в них количество тонов и полутонов). Обращение интервалов. Энгармонизм интервалов.

9.Простые интервалы на ступенях натуральных и гармонических ладов. Их построение и разрешение. Характерные интервалы гармонических  ладов /ув.2, ум.7, ув.5, ум.4/. Тритоны натуральных и гармонических   ладов. Разрешение их в 4 тональности.

10.Трезвучие. Виды трезвучий. Интервальный состав, обозначение. Построение мажорного и минорного трезвучий и их обращений вверх и вниз от звука.

11.Главные трезвучия лада с обращениями, их разрешение. Определить вид трезвучия и тональности, где оно будет тоническим, субдоминантовым, доминантовым.

12.Септаккорд. Доминантсептаккорд, его обращения и разрешение. Интервальный состав D7, D6/5,D4/3, D2,. Построение от звука Dи его обращений (определение тональности заданного аккорда и его разрешение в ней).

13.Вводные септаккорды в натуральном и гармоническом мажоре и миноре. Интервальный состав, разрешение. IIего интервальный состав и разрешение (обозначение). Построение вводных септаккордов и IIот звука и разрешение в тональности.

14.Хроматизм. Альтерация. Хроматическая гамма. Правила написания.

15.Типы тональных отношений: отклонение, модуляция. Родственные тональности (1степень родства).

16.Лады народной музыки.

17.Буквенная система звуков и тональностей.

18.Транспозиция.

19.Секвенция.

20.Период и его основные характеристики. Каденция и её разновидности.

Образец письменного задания:

1.От звука построить заданные интервалы и аккорды. Например: вверх от звука «ми» все большие интервалы, Б64, М6, Ув53; вниз от звука «фа» все малые интервалы, М64, Б6, Ув53.

2. От звука «ля» вверх построить D7, D65, D43, D2. Определить тональности и разрешить.

3.Построить в заданной тональности характерные интервалы с разрешением.

4.В тональности E-dur построить Т53, S64, D2, ум VII7 . Неустойчивые аккорды разрешить.

5.Построить хроматическую гамму.

6.Выполнить группировку в объеме 4 тактов (размеры 2/4, 3/4, 4/4).

Формы работы за фортепиано:

Сыграть на фортепиано любую мажорную или минорную гамму. Назвать ключевые знаки заданной тональности, знаки альтерации гармонического и мелодического минора и гармонического мажора. Ступени гаммы (главные и побочные), по данной ступени определить тонику мажорной и минорной тональности.  

Все нижеперечисленные задания могут быть сняты при условии качественного выполнения письменной работы.

1 .Быстро построить и определить интервалы в пределах октавы (чистые, большие, малые, тритоны и характерные). Сделать энгармоническую замену данного интервала, в заданной тональности разрешить диссонирующие интервалы.

2. В тональностях гармонического мажора и минора сыграть на фортепиано увеличенные и уменьшенные интервалы (ув.2. ум.7, ув.5, ум.4, ув.4, ум.5) и разрешить их.

3. От данного звука построить аккорды: трезвучия (большие и малые), Dи его обращения. В заданной тональности построить главные трезвучия, их обращения; Dиего обращения, вводные септаккорды (уменьшенный и малый) в основном виде с разрешением. По данному аккорду определить тональности, в которых он может встретиться.

4. Назвать родственные тональности по отношению к данной

III . Устный ответ по сольфеджио:

-спеть все элементы музыкального языка, построенные в письменной работе (кроме хроматической гаммы);

- спеть с листа незнакомую мелодию с тактированием. Размеры: 2/4, ¾, 4/4, 3/8. Мелодия содержит в себе длительности: ноты с точкой, шестнадцатые, слигованные ноты, паузы. Уровень трудности: 4-5 классы ДМШ.

Определить на слух:

- лад (2 вида мажора и 3 вида минора);

- простые интервалы и аккорды вне тональности (все виды трезвучий, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды; D7 и его обращения, вводные септаккорды малый и уменьшенный);
- отдельные интервалы и аккорды в тональности (простые интервалы, тритоны, характерные интервалы, главные трезвучия лада с обращениями, D7 и его обращения,VII7);
-  небольшую гармоническуюпоследовательность (4 – 6 аккордов) в тональности в элементарном
 расположении.

© 2017 Иркутский областной музыкальный колледж им.Ф.Шопена. Все права защищены.
Яндекс.Метрика