Специальность 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)  

ФОРТЕПИАНО

Требования по специальности

Исполнение сольной программы:

  1. Полифоническое произведение;
  2. Произведение крупной формы - классическое сонатное allegro (1-ая часть сонаты или концерта) или классические вариации;
  3. Инструктивный этюд;
  4. Пьеса.

Программа исполняется наизусть

Примерные программы

Вариант №1

  1. 1.И.С.Бах Трёхголосная инвенция Ре Мажор
  2. 2.Й. Гайдн Соната ми минор 1 часть
  3. 3.К.Черни Этюд соч. 299 № 40 Фа Мажор
  4. 4.Д. ФильдНоктюрн Си бемоль Мажор

Вариант №2

  1. 1. И.С. Бах ХТК 1 том Прелюдия и фуга Си бемоль Мажор
  2. 2. М. Мошковский Этюд соч. 72 №2 соль минор
  3. 2. Л. Бетховен Соната № 1фа минор I часть
  4. 3. М. Мошковский Этюд соч. 72 №2 соль минор 
  5. 4. С. Рахманинов Элегия соч. 3 №1

Требования помузыкально-теоретической подготовке

- музыкальный диктант (письменно);

- письменная работа по музыкальной грамоте с практическим показом на фортепиано;

- устный ответ по сольфеджио.

Музыкальный диктант

- записать одноголосный диктант в течение 25 минут. Диктант в объеме 8 тактов. В ритме диктанта могут встретиться простые виды синкоп, ноты с точкой, шестнадцатые, в мелодии могут быть использованы хроматизмы. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8. Диктуется 8-9 раз, через каждые 2 минуты, ещё 5 минут дается на проверку и дописывание. Уровень трудности диктанта уточняется на консультации.

Примерные образцы диктантов:

if 1

 

if 2

if 3

 

 

 

Теоретический материал по музыкальной грамоте, необходимый для письменной работы и устного показа практических навыков:

  1. Длительности и паузы, запись звуков в скрипичном и басовом ключах. Фортепианная клавиатура, название октав, буквенные названия звуков
  2. Лад. Мажорный и минорный лад. Ступени лада, их название. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые. Главные ступени лада
  3. Гамма. Тетрахорд. Строение мажорной и минорной гаммы. Тоника. Вводные звуки. 2 вида мажора и 3 вида минора
  4. Тональность. Одноименные, параллельные, энгармонически равные тональности. Квинтовый круг тональностей. Определение тональности в произведении
  5. Метр. Ритм. Размер. Такт. Затакт. Тактовая черта. Простые и сложные размеры. Группировка. Правила группировки в простом и размере
  6. Основные и особые виды деления длительностей. Триоль. Синкопа. Пунктирный ритм. Залигованные ноты. Фермата
  7. Интервал (основание, вершина, гармонический, мелодический, консонанс, диссонанс, ступеневая и тоновая величина интервала). Простые интервалы (знать в них количество тонов и полутонов). Обращение интервалов. Энгармонизм интервалов
  8. Простые интервалы на ступенях натуральных и гармонических ладов. Их построение и разрешение. Тритоны с разрешением. Характерные интервалы гармонических ладов - ув.2, ум.7, ув.5, ум.4 с разрешением.
  9. Трезвучие. Виды трезвучий. Интервальный состав, обозначение. Построение мажорного и минорного трезвучий и их обращений вверх и вниз от звука
  10. Главные трезвучия лада, обращения, разрешения. Определение вида трезвучия и тональности, где это трезвучие будет тоническим, субдоминантовым, доминантовым
  11. Септаккорд. Доминантсептаккорд, его обращения и разрешение
  12. Интервальный состав D7, D65, D43, D2. Построение Dи его обращений в тональности, разрешение
  13. Вводные септаккорды (II7и VII7)в натуральном и гармоническом мажоре и миноре. Интервальный состав, разрешение. 
  14. Хроматизм. Альтерация. Хроматическая гамма, правила написания
  15. Типы тональных смен: отклонение, модуляция. Родственные тональности (1степень родства)
  16. Лады народной музыки
  17. Буквенная система звуков и тональностей
  18. Транспозиция
  19. Секвенция
  20. Период и его основные характеристики. Каденция и её разновидности

Примерные задания письменной работы:

  1. От звука построить заданные интервалы и аккорды. Например, вверх от звука «ми» все большие интервалы, Б64, М6, УМ53; вниз от звука «фа» все малые интервалы, М64, Б6, М53
  2. От звука «ля» вверх построить D7, D65, D43, D2. Определить тональности и разрешить
  3. Построить в заданной тональности тритоны и характерные интервалы с разрешением
  4. В заданной тональности построить цепочку аккордов: Т53S64Т53, Т6, II7, D43, Т53
  5. Построить хроматическую гамму
  6. Выполнить группировку в объеме 4 тактов (размеры 2/4, 3/4)

Формы работы за фортепиано:

  1. Сыграть на фортепиано любую мажорную или минорную гамму. Назвать ключевые знаки заданной тональности, знаки альтерации гармонического и мелодического минора и гармонического мажора. Ступени гаммы (главные и побочные)
  2. Построить интервалы в пределах октавы (чистые, большие, малые, тритоны).
  3. В тональностях гармонического мажора и минора сыграть на фортепиано тритоны и характерные интервалы (ув.4, ум.5, ув.2, ум.7, ув.5, ум.4) и разрешить их
  4. От данного звука построить вверх аккорды: трезвучия (большие и малые, уменьшенные и увеличенные), малый мажорный септаккорд. В заданной тональности построить главные трезвучия, их обращения; Dи его обращения, вводные септаккорды (уменьшенный и малый) в основном виде с разрешением.
  5. Назвать родственные тональности по отношению к данной
  6. Простучать с листа предложенный ритмический рисунок

Устный ответ по сольфеджио:

- спеть все элементы музыкального языка, построенные в письменной работе (кроме хроматической гаммы);

- спеть с листа незнакомую мелодию с тактированием. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4. Мелодия может содержать в себе следующие длительности: ноты с точкой, шестнадцатые, залигованные ноты, паузы. Уровень трудности: 4-5 классы ДМШ

Определить на слух:

- лад (2 вида мажора и 3 вида минора);

-простые интервалы и аккорды вне тональности (все виды трезвучий, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды; малый мажорный септаккорд);

- отдельные интервалы и аккорды в тональности (тритоны, характерные интервалы, главные трезвучия и D7 c обращениями, VII7).

Теоретический материал по музыкальной грамоте, необходимый для письменной работы и устного показа практических навыков:

1.Длительности и паузы, запись звуков в скрипичном и басовом ключах. Фортепианная клавиатура, название октав, буквенные названия звуков

2.Лад. Мажорный и минорный лад. Ступени лада, их название. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые. Главные ступени лада

3.Гамма. Тетрахорд. Строение мажорной и минорной гаммы. Тоника. Вводные звуки. 2 вида мажора и 3 вида минора

4.Тональность. Одноименные, параллельные, энгармонически равные тональности. Квинтовый круг тональностей. Определение тональности в произведении

5.Метр. Ритм. Размер. Такт. Затакт. Тактовая черта. Простые и сложные размеры. Группировка. Правила группировки в простом и размере

6.Основные и особые виды деления длительностей. Триоль. Синкопа. Пунктирный ритм. Залигованные ноты. Фермата

7.Интервал (основание, вершина, гармонический, мелодический, консонанс, диссонанс, ступеневая и тоновая величина интервала). Простые интервалы (знать в них количество тонов и полутонов). Обращение интервалов. Энгармонизм интервалов

8.Простые интервалы на ступенях натуральных и гармонических ладов. Их построение и разрешение. Тритоны с разрешением. Характерные интервалы гармонических ладов - ув.2, ум.7, ув.5, ум.4 с разрешением.

9.Трезвучие. Виды трезвучий. Интервальный состав, обозначение. Построение мажорного и минорного трезвучий и их обращений вверх и вниз от звука

10.Главные трезвучия лада, обращения, разрешения. Определение вида трезвучия и тональности, где это трезвучие будет тоническим, субдоминантовым, доминантовым

11.Септаккорд. Доминантсептаккорд, его обращения и разрешение

12.Интервальный состав D7, D65, D43, D2. Построение Dи его обращений в тональности, разрешение.

13.Вводные септаккорды (II7и VII7)в натуральном и гармоническом мажоре и миноре. Интервальный состав, разрешение. 

14.Хроматизм. Альтерация. Хроматическая гамма, правила написания

15.Типы тональных смен: отклонение, модуляция. Родственные тональности (1степень родства)

16.Лады народной музыки

17.Буквенная система звуков и тональностей

18.Транспозиция

19.Секвенция

20.Период и его основные характеристики. Каденция и её разновидности

Примерные задания письменной работы:

  1. От звука построить заданные интервалы и аккорды. Например, вверх от звука «ми» все большие интервалы, Б64, М6, УМ53; вниз от звука «фа» все малые интервалы, М64, Б6, М53
  2. От звука «ля» вверх построить D7, D65, D43, D2. Определить тональности и разрешить
  3. Построить в заданной тональности тритоны и характерные интервалы с разрешением
  4. В заданной тональности построить цепочку аккордов:  Т53S64Т53, Т6, II7, D43, Т53.
  5. Построить хроматическую гамму
  6. Выполнить группировку в объеме 4 тактов (размеры 2/4, 3/4)

Формы работы за фортепиано:

  1. Сыграть на фортепиано любую мажорную или минорную гамму. Назвать ключевые знаки заданной тональности, знаки альтерации гармонического и мелодического минора и гармонического мажора. Ступени гаммы (главные и побочные)
  2. Построить интервалы в пределах октавы (чистые, большие, малые, тритоны).
  3. В тональностях гармонического мажора и минора сыграть на фортепиано тритоны и характерные интервалы (ув.4, ум.5, ув.2, ум.7, ув.5, ум.4) и разрешить их
  4. От данного звука построить вверх аккорды: трезвучия (большие и малые, уменьшенные и увеличенные), малый мажорный септаккорд. В заданной тональности построить главные трезвучия, их обращения; Dи его обращения, вводные септаккорды (уменьшенный и малый) в основном виде с разрешением.
  5. Назвать родственные тональности по отношению к данной
  6. Простучать с листа предложенный ритмический рисунок

Устный ответ по сольфеджио:

- спеть все элементы музыкального языка, построенные в письменной работе (кроме хроматической гаммы);

- спеть с листа незнакомую мелодию с тактированием. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4. Мелодия может содержать в себе следующие длительности: ноты с точкой, шестнадцатые, залигованные ноты, паузы. Уровень трудности: 4-5 классы ДМШ

- лад (2 вида мажора и 3 вида минора);

-простые интервалы и аккорды вне тональности (все виды трезвучий, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды; малый мажорный септаккорд);

- отдельные интервалы и аккорды в тональности (тритоны, характерные интервалы, главные трезвучия и D7 c обращениями, VII7).

664003 г.Иркутск, ул Карла Маркса, 28

тел. 8(3952)34-34-62

приемная комиссия: тел.8(3952)33-57-81

СХЕМА ПРОЕЗДА