Специальность 53.02.03  Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)

ОРКЕСТРОВЫЕ СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

(скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа) 

Требования по специальности

Абитуриент должен исполнить программу, включающую в себя:  

 

по классу скрипки

 

- трехоктавные гаммы в умеренном движении (до 24 звуков легато) и трезвучия (по 9-12 звуков легато);

- двойные ноты (терции, сексты, октавы);

- один этюд;

- 1 или 2-3 части концерта;

- две разнохарактерные пьесы.

по классу альта

 

- двухоктавные и трехоктавные мажорные и минорные гаммы в пяти позициях (по 24 звука легато);

- трезвучия (до 9 звуков легато) в подвижном темпе;

- один этюд;

- две небольшие разнохарактерные пьесы;

- концерт (отдельные части).

по классу виолончели

 

-  трехоктавные гаммы и трезвучия в умеренном движении;

-  один этюд;

-  крупная форма;

-  две разнохарактерные пьесы.

по классу контрабаса

 

- гаммы;

- этюд;

- легкая пьеса.

по классу арфы

 

- гамма в 4 – 5 октав;

- арпеджио;

- двойные ноты;

- крупная форма (на выбор - концерт (отдельные части), - соната (1-я часть), вариации);

- пьеса.

Требования по музыкально-теоретической подготовке

- музыкальный диктант (письменно);

- письменная работа по музыкальной грамоте с практическим показом на фортепиано;

- устный ответ по сольфеджио.

Музыкальный диктант

- записать одноголосный диктант в течение 25 минут. Диктант в объеме 8 тактов. В ритме диктанта могут встретиться простые виды синкоп, ноты с точкой, шестнадцатые, в мелодии могут быть использованы хроматизмы. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8. Диктуется 8-9 раз, через каждые 2 минуты, ещё 5 минут дается на проверку и дописывание. Уровень трудности диктанта уточняется на консультации.

Примерные образцы диктантов:

is 1

is 2

is 3 

is 4

 

Теоретический материал по музыкальной грамоте, необходимый для письменной работы и устного показа практических навыков

    1. Длительности и паузы, запись звуков в скрипичном и басовом ключах. Фортепианная клавиатура, название октав, буквенные названия звуков
    2. Лад. Мажорный и минорный лад. Ступени лада, их название. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые. Главные ступени лада
    3. Гамма. Тетрахорд. Строение мажорной и минорной гаммы. Тоника. Вводные звуки. 2 вида мажора и 3 вида минора
    4. Тональность. Одноименные, параллельные, энгармонически равные тональности. Квинтовый круг тональностей. Определение тональности в произведении
    5. Метр. Ритм. Размер. Такт. Затакт. Тактовая черта. Простые и сложные размеры. Группировка. Правила группировки в простом и сложном размере
    6. Основные и особые виды деления длительностей. Триоль. Синкопа. Пунктирный ритм. Залигованные ноты. Фермата
    7. Интервал (основание, вершина, гармонический, мелодический, консонанс, диссонанс, ступеневая и тоновая величина интервала). Простые интервалы (знать в них количество тонов и полутонов). Обращение интервалов. Энгармонизм интервалов
    8. Простые интервалы на ступенях натуральных и гармонических ладов. Их построение и разрешение. Тритоны с разрешением. Характерные интервалы гармонических ладов - ув.2, ум.7, ув.5, ум.4 с разрешением.
    9. Трезвучие. Виды трезвучий. Интервальный состав, обозначение. Построение мажорного и минорного трезвучий и их обращений вверх и вниз от звук
    10. Главные трезвучия лада, обращения, разрешения. Определение вида трезвучия и тональности, где это трезвучие будет тоническим, субдоминантовым, доминантовым
    11. Септаккорд. Доминантсептаккорд, его обращения и разрешение
    12. Интервальный состав D7, D65, D43, D2. Построение Dи его обращений в тональности, разрешение
    13. Вводные септаккорды (II7 и VII7) в натуральном и гармоническом мажоре и миноре. Интервальный состав, разрешение.
    14. Хроматизм. Альтерация. Хроматическая гамма, правила написания
    15. Типы тональных смен: отклонение, модуляция. Родственные тональности (1степень родства)
    16. Лады народной музыки
    17.  Буквенная система звуков и тональностей
    18. Транспозиция
    19. Секвенция
    20. Период и его основные характеристики. Каденция и ее разновидности

Примерные задания письменной работы:

  1. От звука построить заданные интервалы и аккорды. Например, вверх от звука «ми» все большие интервалы, Б64, М6, УМ53; вниз от звука «фа» все малые интервалы, М64, Б6, М53
  2. От звука «ля» вверх построить D7, D65, D43, D2. Определить тональности и разрешить
  3. Построить в заданной тональности тритоны и характерные интервалы с разрешением
  4. В заданной тональности построить цепочку аккордов:Т53S64Т53, Т6, II7, D43, Т53.
  5. Построить хроматическую гамму
  6. Выполнить группировку в объеме 4 тактов (размеры 2/4, 3/4)

Формы работы за фортепиано:

  1. Сыграть на фортепиано любую мажорную или минорную гамму. Назвать ключевые знаки заданной тональности, знаки альтерации гармонического и мелодического минора и гармонического мажора. Ступени гаммы (главные и побочные)
  2. Построить интервалы в пределах октавы (чистые, большие, малые, тритоны).
  3. В тональностях гармонического мажора и минора сыграть на фортепиано тритоны и характерные интервалы (ув.4, ум.5, ув.2, ум.7, ув.5, ум.4) и разрешить их
  4. От данного звука построить вверх аккорды: трезвучия (большие и малые, уменьшенные и увеличенные), малый мажорный септаккорд. В заданной тональности построить главные трезвучия, их обращения; Dи его обращения, вводные септаккорды (уменьшенный и малый) в основном виде с разрешением.
  5. Назвать родственные тональности по отношению к данной
  6. Простучать с листа предложенный ритмический рисунок

Устный ответ по сольфеджио:

- спеть все элементы музыкального языка, построенные в письменной работе (кроме хроматической гаммы);

- спеть с листа незнакомую мелодию с тактированием. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4. Мелодия может содержать в себе следующие длительности: ноты с точкой, шестнадцатые, залигованные ноты, паузы. Уровень трудности: 4-5 классы ДМШ.

Определить на слух:

- лад (2 вида мажора и 3 вида минора);

- простые интервалы и аккорды вне тональности (все виды трезвучий, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды; малый мажорный септаккорд);

- отдельные интервалы и аккорды в тональности (тритоны, характерные интервалы, главные трезвучия и D7 c обращениями, VII7).

664003 г.Иркутск, ул Карла Маркса, 28

тел. 8(3952)34-34-62

приемная комиссия: тел.8(3952)33-57-81

СХЕМА ПРОЕЗДА