Специальность 53.02.06

ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ

Поступающие на специализацию должны иметь здоровый голосовой аппарат

Требования по специальности

На вступительном испытании абитуриент должен:

- показать теоретические знания и практические навыки определения на слух интервалов, аккордов, пения гамм, интервалов, аккордов с их обращениями в соответствии с требованиями 5 класса ДМШ;

- запомнить и воспроизвести голосом сыгранный отрезок   нотного текста;

- повторить предлагаемые ритмические рисунки и их сочетания;

- прочесть с листа однородную двух- трехголосную хоровую партитуру;

- просольфеджировать в ней один из хоровых голосов с тактированием;

- показать практические навыки тактирования обеими руками простых размеров (2/ 4, 3/4, 4/4). с соблюдением точного долевого рисунка каждой доли;

- исполнить вокальное произведение acappella (песня, романс, народная песня).

Примерный перечень хоровых партитур

  1. Будрюнас А. «Осень»
  2. Ипполитов-Иванов И. «В разлуке с Родиной»
  3. Ипполитов-Иванов И. переложение Красотиной Е. «Сосна»
  4. Мендельсон Ф. «Зима и лето»
  5. Музыка А. Нестерова «Клен»
  6. Музыка А. Новикова, слова А. Сафонова «При долине куст калины»
  7. Музыка А. Флярковского «Все так спокойно»
  8. Музыка В. Корзина «Осень»
  9. Музыка В. Ребикова, слова Н. Афанасьева «Зарумянились вишни и сливы»
  10. Музыка Дж. Мартини «Осень»
  11. Музыка И. Баха «В час вечерний»
  12. Музыка М. Парцхаладзе «Море спит»
  13. Музыка П. Чеснокова «Тебе поем»
  14. Музыка С. Полонского, слова О. Высотской «Эхо»
  15. Музыка Т. Попатенко «Береза»
  16. Музыка Ю. Буцко «Цвели в поле цветики»
  17. Парцхаладзе М. «Снова осень»
  18. Песня болгарских партизан в обработке Красотиной Е. «Хей, Балканы»
  19. Польская народная песня в обработке Соколова В. «Речка»
  20. Русская народная песня «Ноченька»
  21. Русская народная песня «У зори-то у зореньки»
  22. Русская народная песня в обработке Красотиной Е. «Славное море, священный Байкал»
  23. Русская народная песня в обработке Л. Шохина «Ничто в полюшке не колышется»
  24. Русская народная песня в обработке Полтавцева И. «Долина, долинушка»
  25. Русская народная песняв обработке Свешникова «Белая черемуха»
  26. Русская народная песня в обработке Славнитского Ю. «Как на дубе»
  27. Свешников А. «Родимый край»
  28. Флярковский А. «Осинка грустинка»
  29. Шафранников В. «Дождь»

Требования по музыкально-теоретической подготовке

- музыкальный диктант (письменно);

- письменная работа по музыкальной грамоте с практическим показом на фортепиано;

- устный ответ по сольфеджио

Музыкальный диктант:

- записать одноголосный диктант в течение 25 минут. Диктант в объеме 8 тактов. В ритме диктанта могут встретиться простые виды синкоп, ноты с точкой, шестнадцатые, в мелодии могут быть использованы хроматизмы. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8. Диктуется 8-9 раз, через каждые 2 минуты, ещё 5 минут дается на проверку и дописывание. Уровень трудности диктанта уточняется на консультации.

 

Примерный образец диктанта:

hd 1

 

Теоретический материал по музыкальной грамоте, необходимый для письменной работы и устного показа практических навыков:

  1. Длительности и паузы, запись звуков в скрипичном и басовом ключах. Фортепианная клавиатура, название октав, буквенные названия звуков
  2. Лад. Мажорный и минорный лад. Ступени лада, их название. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые. Главные ступени лада
  3. Гамма. Тетрахорд. Строение мажорной и минорной гаммы. Тоника. Вводные звуки. 2 вида мажора и 3 вида минора
  4. Тональность. Одноименные, параллельные, энгармонически равные тональности. Квинтовый круг тональностей. Определение тональности в произведении
  5. Метр. Ритм. Размер. Такт. Затакт. Тактовая черта. Простые и сложные размеры. Группировка. Правила группировки в простом и сложном размере
  6. Основные и особые виды деления длительностей. Триоль. Синкопа. Пунктирный ритм. Залигованные ноты. Фермата
  7. Интервал (основание, вершина, гармонический, мелодический, консонанс, диссонанс, ступеневая и тоновая величина интервала). Простые интервалы (знать в них количество тонов и полутонов). Обращение интервалов. Энгармонизм интервалов
  8. Простые интервалы на ступенях натуральных и гармонических ладов. Их построение и разрешение. Тритоны с разрешением. Характерные интервалы гармонических ладов - ув.2, ум.7, ув.5, ум.4 с разрешением.
  9. Трезвучие. Виды трезвучий. Интервальный состав, обозначение. Построение мажорного и минорного трезвучий и их обращений вверх и вниз от звука
  10. Главные трезвучия лада, обращения, разрешения. Определение вида трезвучия и тональности, где это трезвучие будет тоническим, субдоминантовым, доминантовым
  11. Септаккорд. Доминантсептаккорд, его обращения и разрешение
  12. Интервальный состав D7, D65, D43, D2. Построение Dи его обращений в тональности, разрешение.
  13. VII7) в натуральном и гармоническом мажоре и миноре. Интервальный состав, разрешение. 
  14. Хроматизм. Альтерация. Хроматическая гамма, правила написания
  15. Типы тональных смен: отклонение, модуляция. Родственные тональности (1степень родства)
  16. Лады народной музыки
  17. Буквенная система звуков и тональностей
  18. Транспозиция
  19. Секвенция
  20. Период и его основные характеристики. Каденция и её разновидности

Примерные задания письменной работы:

  1. От звука построить заданные интервалы и аккорды. Например, вверх от звука «ми» все большие интервалы, Б64, М6, УМ53; вниз от звука «фа» все малые интервалы, М64, Б6, М53
  2. От звука «ля» вверх построить D7, D65, D43, D2. Определить тональности и разрешить
  3. Построить в заданной тональности тритоны и характерные интервалы с разрешением
  4. В заданной тональности построить цепочку аккордов: Т53S64Т53, Т6, II7, D43, Т53
  5. Построить хроматическую гамму
  6. Выполнить группировку в объеме 4 тактов (размеры 2/4, 3/4)

Формы работы за фортепиано:

  1. Сыграть на фортепиано любую мажорную или минорную гамму. Назвать ключевые знаки заданной тональности, знаки альтерации гармонического и мелодического минора и гармонического мажора. Ступени гаммы (главные и побочные).
  2. Построить интервалы в пределах октавы (чистые, большие, малые, тритоны).
  3. В тональностях гармонического мажора и минора сыграть на фортепиано тритоны и характерные интервалы (ув.4, ум.5, ув.2, ум.7, ув.5, ум.4) и разрешить их.
  4. От данного звука построить вверх аккорды: трезвучия (большие и малые, уменьшенные и увеличенные), малый мажорный септаккорд. В заданной тональности построить главные трезвучия, их обращения; Dи его обращения, вводные септаккорды (уменьшенный и малый) в основном виде с разрешением.
  5. Назвать родственные тональности по отношению к данной.
  6. Простучать с листа предложенный ритмический рисунок.

Устный ответ по сольфеджио:

- спеть все элементы музыкального языка, построенные в письменной работе (кроме хроматической гаммы);

- спеть с листа незнакомую мелодию с тактированием. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4. Мелодия может содержать в себе следующие длительности: ноты с точкой, шестнадцатые, залигованные ноты, паузы. Уровень трудности: 4-5 классы ДМШ.

Определить на слух:

- лад (2 вида мажора и 3 вида минора);

- простые интервалы и аккорды вне тональности (все виды трезвучий, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды; малый мажорный септаккорд);

- отдельные интервалы и аккорды в тональности (тритоны, характерные интервалы, главные трезвучия и D7 c обращениями, VII7).

Требования по фортепиано

Исполнить программу в объеме требований не менее 5-ти классов музыкальной школы:

- этюд;

- полифоническое произведение;

- крупная форма;

- пьеса.

664003 г.Иркутск, ул Карла Маркса, 28

тел. 8(3952)34-34-62

приемная комиссия: тел.8(3952)33-57-81

СХЕМА ПРОЕЗДА