slab

 

Специальность 53.02.07 

                   

ТЕОРИЯ МУЗЫКИ

 

dsc00811

 Поступающий  по специальности должен пройти вступительные испытания по музыкально – теоретической подготовке.

Вступительные испытания состоят из нескольких этапов:

-музыкальный диктант (письменно)

-письменная работа по музыкальной грамоте и практический показ на фортепиано

- устный ответ по сольфеджио

I.Музыкальный диктант:

- записать одноголосный диктант в объёме 8 тактов. Время записи – 25- 30 минут, Диктант исполняется 10 раз, 5 минут дается на проверку и дописывание.

Используются простые и сложные размеры (2/4, 3/4, 4/4),  ритмические трудности в виде синкоп, триолей, ноты с точкой,   пунктирного ритма, групп с шестнадцатыми. Мелодия диктанта содержит скачки с заполнением, вспомогательные и проходящие хроматизмы, возможны отклонения в родственные тональности.

Уровень трудности диктанта определяется на консультации.

Примерные образцы диктантов:

123

 

124

II. Письменная работа по музыкальной грамоте и практический показ на фортепиано.

Абитуриент должен знать и уметь:

1.Метр. Ритм. Виды размеров, правила группировки в простых и сложных размерах.

2.Лад, тональность. Тональности до 7 ключевых знаков. Параллельные, одноименные тональности. Определить тональность по данной ступени.

3.Интервалы. Простые и составные интервалы. Обращение интервалов. Определение, построение от звука вверх и вниз любых интервалов в пределах октавы. Построение в тональности с разрешением всех интервалов натурального и гармонического мажора и минора.

4.Тритоны, характерные интервалы и их разрешение в тональности и от звука.

5.Аккорды. Трезвучия, виды трезвучий, обращения трезвучий. Определение, построение в тональности и от звука вверх и вниз.

6.D7,  его обращения и разрешение. Определение, построение в тональности и от звука.

7.Вводные септаккорды, их строение и разрешение. Определение, построение в тональности и от звука вверх.

8.IIи его разрешение в Т, переход в D7. Определение, построение в тональности и от звука вверх.

9.Главные трезвучия лада и их обращения. Записать аккордовую последовательность в тональности (включающую трезвучия TSD c обращениями, V7 с обращениями и разрешением, VII7)

10.Хроматические гаммы мажора и минора, их правописание.

11..Лады народной музыки.

12.Типы тональных отношений (отклонения, модуляция). Тональности I степени родства.

13.Период. Каденция и её разновидности.

14.Буквенные обозначения звуков и тональностей.

15.Транспозиция.

16.Секвенция.

17. Группировка заданной мелодии в простом или сложном размере.

18.Энгармонизм.

Примерный образец письменной работы:

Выполнить группировку данного примера на 4/4

125

2.Выполнить транспозицию данного примера в тональность на б.2↓, Знаки альтерации писать у нот.

126

3. Написать следующие элементы от заданных звуков согласно указанным направлениям:

127

Определить тональности аккордов в тактах 3,4 и  разрешить их.

4.В тональности h-moll написать: гамму гармонического вида; ум.4, ув.2, D6|5, S6|4, ум.VIIи разрешить их.

5.Построить хроматическую гамму H-dur вверх и вниз.

Формы работы за фортепиано:

1.Сыграть на фортепиано (называя звуки) любую мажорную и минорную гамму. Назвать знаки при ключе любой тональности, знаки альтерации в различных видах мажора (2 вида) и минора (3 вида). Ступени гаммы (главные и побочные), по данной ступени определить тонику мажорной и минорной тональности.

2.Построить и определить интервалы в пределах октавы от звука (чистые, большие, малые, тритоны и характерные). Сделать энгармоническую замену данного интервала, разрешить диссонирующие интервалы в консонирующие.

3.В тональностях гармонического мажора и минора сыграть на фортепиано увеличенные и уменьшенные интервалы (ув.2. ум.7, ув.5, ум.4, ув.4, ум.5) и разрешить их.

4.От данного звука построить аккорды: трезвучия (большие и малые), Dи его обращения. В мажорных и минорных тональностях построить главные трезвучия и их обращения, Dи его обращения, вводные септаккорды (уменьшенный и малый) в основном виде с разрешением. По данному аккорду определить тональности мажора и минора, в которых он может встретиться (D7, его обращения, главные трезвучия лада и их обращения).

5.Назвать родственные тональности к данной.

III. Устный ответ по сольфеджио

Спеть:

- звукоряды ладов (два вида мажора и три вида минора), отдельные ступени в них (неустойчивые с разрешением);

- от данного звука вверх и вниз чистые, большие и малые интервалы; тритоны и характерные интервалы (ув.2, ум.7, ув.5, ум.4) с последующим определением тональности и разрешением в ней;

- от данного звука аккорды: трезвучия мажорные и минорные с обращениями, уменьшенные и увеличенные (вверх); Dи его обращения, VIIв основном виде с последующим определением тональности и разрешением в ней;

- в тональности: интервалы и вышеперечисленные аккорды;
- небольшую гармоническую последовательность по заданной цифровке в тональности (4 – 6 аккордов);

- с листа одноголосную мелодию с тактированием в размерах: 2/4, ¾, 4/4, 3/8. Содержит в себе длительности: ноты с точкой, слигованные ноты, пунктирный ритм, шестнадцатые, паузы. Уровень трудности: 5 класс ДМШ.

Определить на слух:

-- лады (два вида мажора и три вида минора), ступени в тональности;

- интервал, данный в пределах октавы, последовательность интервалов и аккордов (4-6) вне тональности;

-аккорды: все виды трезвучий, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды, Dи его обращения, вводные септаккорды – отдельно вне тональности и в цепочках (3-4 аккорда в тональности).

Музыкальная литература

Экзамен включает в себя определение музыкальных произведений на слух (музыкальная викторина) в объеме программы музыкальной школы и устный ответ по билету.

Вопросы для устного экзамена:

1.И.-С. Бах. Биография. Характеристика творчества. Характеристика одного из произведений композитора (на выбор абитуриента).

2.Й. Гайдн. Биография. Характеристика творчества. Характеристика одного из произведений композитора.

3.В.-А.. Моцарт. Биография. Характеристика творчества. Характеристика одного из произведений композитора.

4.Л. Бетховен. Биография. Характеристика творчества. Характеристика одного из произведений композитора.

5.Ф. Шуберт. Биография. Характеристика творчества. Характеристика одного из произведений композитора.

6.Ф. Шопен. Биография. Характеристика творчества. Характеристика одного из произведений композитора.

7.М.И. Глинка. Биография. Характеристика творчества. Характеристика одного из произведений композитора.

8.А.С. Даргомыжский. Биография. Характеристика творчества. Характеристика одного из произведений композитора.

9.М.П. Мусоргский. Биография. Характеристика творчества. Характеристика одного из произведений композитора.

10.А.П. Бородин. Биография. Характеристика творчества. Характеристика одного из произведений композитора.

11.Н.А. Римский-Корсаков. Биография. Характеристика творчества. Характеристика одного из произведений композитора.

12.П.И.Чайковский. Биография. Характеристика творчества. Характеристика одного из произведений композитора.

13.С.С. Прокофьев. Биография. Характеристика творчества. Характеристика одного из произведений композитора.

14.Д.Д. Шостакович. Биография. Характеристика творчества. Характеристика одного из произведений композитора.

Желателен показ музыкального материала по нотам или наизусть.


 

Критерии оценок для вступительных испытаний 

по музыкально-теоретической подготовке

специальность  Теория музыки

2018 г.

Сольфеджио

критерии оценок

результат

абитуриент написал одноголосный диктант в объеме 8 тактов без ошибок, верно определив размер, грамотно зафиксировав ритм и мелодию. В практической части (письменно и за инструментом) абитуриент продемонстрировал умение отвечать четко на вопросы, чисто интонировать, применять теоретические знания в курсе сольфеджио, владение навыками слухового анализа (лады, простые интервалы, аккорды), чтения с листа (с тактированием)

зачет

в диктанте допущены незначительные ошибки (ритмический рисунок, неверно записанные 2-3- ступени, отсутствие хроматизма при наличии такового в диктанте или не записан 1 такт). В устном ответе 1-2 ошибки при построении и интонировании элементов музыкального языка, допущены 1-2- ошибки в слуховом анализе. Не вполне точное интонирование или ритмическое выполнение при чтении с листа, но в целом это задание выполнено уверенно и бегло

зачет

неполная запись музыкального диктанта (отсутствует 2-3- такта), допущены грубые ритмические и мелодические ошибки. В работе у инструмента задания вызывали затруднения, связанные с невладением теоретическим материалом; в слуховом анализе определено не менее 50% от общего объема задания, интонирование не точное, при чтении с листа  допущены существенные ошибки

зачет

диктант написан на 50% и менее: абитуриент не справился с ритмическими сложностями (не записал синкопированный, пунктирный ритм, четверть с точкой и восьмую, группы шестнадцатых), не услышал хроматический звук, не дифференцировал поступенное и скачкообразное движение мелодии, не уложился во времени написания музыкального диктанта; в практическом разделе не продемонстрировал умения и навыки по курсу сольфеджио: мелодия с листа спета со значительными ритмическими и интонационными погрешностями, абитуриент не выявил навыки пения элементов музыкального языка от звука (интервалы, аккорды), не справился с работой в ладу (пение гамм, главных трезвучий лада,  септаккордов), не показал владения слуховым анализом

незачет

 Музыкальная грамота

Критерии оценок

результат

письменное задание выполнено в полном объеме в соответствии с требованиями приёмных экзаменов, грамотный и уверенный устный ответ по билету, верное построение на фортепиано предложенных элементов музыкального языка (звукорядов гамм, интервалов, аккордов), «чтение» без ошибок хроматической гаммы мажора и минора. Допустимый недочёт устного ответа – наличие 1-2 ошибок при самостоятельном их исправлении

зачет

наличие 2-3 ошибок в письменной работе, в устном ответе по билету допущены незначительные погрешности, грамотное построение на фортепиано элементов музыкального языка  с незначительными помарками

зачет

наличие 3-4 ошибок в письменной работе, неуверенный устный ответ по билету, ошибочное выполнение упражнений на фортепиано в объёме не менее 50% ль общего числа заданий

зачет

абитуриент не справился с письменной работой (не выполнено более половины заданий), в устном ответе не показал владение теоретическим материалом, умение правильно и чётко формулировать основные понятия предмета, не продемонстрировал навыки применения теоретических сведений в работе за фортепиано

незачет

Критерии оценок вступительных испытаний специальности Теория музыки (раздел Фортепиано)
2018 год

Зачёт - яркое исполнение произведений, владение необходимым набором профессиональных навыков: темпо- ритмическая устойчивость, артикуляция, осмысленное воплощением формы и стиля произведений, знание стилистических особенностей, исполнительская инициатива. Отличные, хорошие или средние музыкальные данные и пианистические способности.

Незачёт – программа по фортепиано не соответствует требованиям поступающего на отделение Теория музыки. Полное отсутствие набора профессиональных навыков: нет устойчивости темпа-ритма, плохая артикуляция, малоосмысленное воплощение формы произведения и его содержания, отсутствие технических навыков, незнание нотного текста произведений, нет исполнительской инициативы, исполнение произведений неэмоциональное, техническая беспомощность, нарушение координации движений пианистического аппарата, а также плохие музыкальные данные и пианистические возможности.

 

Критерии вступительных испытаний по музыкальной литературе специальность Теория музыки.

2018 год

Критерии оценок

результат

абитуриент выявил знание теоретического материала в соответствии с требованиями приёмных испытаний (биографии композиторов, характеристика творчества, разбор отдельного произведения), продемонстрировал владение музыкальным материалом (определение произведений на слух). Возможно освещение материала с небольшими пробелами, погрешностями. В определении музыки на слух допустимы 1-2 ошибки.

зачет

Абитуриент продемонстрировал обрывочное знание теоретического материала, отсутствие общего кругозора (представление об эпохах музыкального искусства, знание столиц европейских государств, национальной принадлежности того или иного композитора), абитуриент выявил незнание биографии композитора, основных этапов творчества, жанровой картины творчества, не смог рассказать об одном из программных произведений, в определении музыки на слух не показал знания музыкального материала предмета

незачет

 

 

© 2018 Иркутский областной музыкальный колледж им.Ф.Шопена. Все права защищены.

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных.

Яндекс.Метрика