slab

Специальность 53.02.03  Инструментальное исполнительство (по видам)

 

ИНСТРУМЕНТЫ НАРОДНОГО ОРКЕСТРА  

                          

 Специальность:

 Абитуриент должен исполнить программу, включающую в себя:

 По классу баяна и аккордеона:

 - крупная форма

 - две разнохарактерные пьесы                                                        

 По классу домры, балалайки и гитары:

 - две разнохарактерные пьесы

 - этюд

Вступительные испытания по музыкально – теоретической подготовке состоят из нескольких этапов:

- музыкальный диктант (письменно)

- письменная работа по музыкальной грамоте с практическим показом на фортепиано

- устный ответ по сольфеджио

I. Музыкальный диктант:

Написать одноголосный диктант в течение 25-30 минут. Диктант в объёме 8 тактов, диатонический, в натуральном мажоре или одном из трёх видов минора в размерах: 2/4,3/4,4/4. Ритмические длительности и группы: все основные виды длительностей, четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых, пунктирный ритм, возможны паузы.

Уровень трудности диктанта уточняется на консультации.

Примерный образец диктанта:

333

444

II. Письменная работа по музыкальной грамоте

Поступающий должен знать и уметь:

1.Тональности до четырех ключевых знаков включительно.

2.Мажорные(2 вида) и минорные(3 вида) гаммы.

3.В тональности построение простых диатонических интервалов, тритонов с разрешением.

4.Записать (сыграть на фортепиано) аккордовую последовательность в тональности (включающую трезвучия TSDc обращениями, D7 с обращениями и разрешением, VII7).

5.Построение от звука вверх и вниз диатонических интервалов, тритонов с разрешением во все возможные тональности.

6.Построение от звука вверх пройденных аккордов.

7.Определение интервалов и аккордов в тональности и вне лада.

8.Группировка заданной мелодии. Размеры: 2/4,3/4, 4/4.

Образец письменного задания:

1.От звука построить заданные интервалы и аккорды. Например: вверх от звука «ми» все большие интервалы, Б64, М6; вниз от звука «фа» все малые интервалы, М64, Б6.

2.От звука «ля» вверх построить D7,D43D2. Определить тональности и разрешить.

3.Построить в заданной тональности тритоны с разрешением.

4.В тональности F-dur построить Т53, S64, D2, ум VII7 . Неустойчивые аккорды разрешить.

5.Выполнить группировку в объеме 4 тактов (размеры 2/4, 3/4, 4/4).

Формы работы за фортепиано:

Сыграть на фортепиано любую мажорную или минорную гамму. Назвать ключевые знаки заданной тональности, знаки альтерации гармонического и мелодического минора и гармонического мажора. Ступени гаммы (главные и побочные), по данной ступени определить тонику мажорной и минорной тональности.  

Все нижеперечисленные задания могут быть сняты при условии качественного выполнения письменной работы.

1. Сыграть на фортепиано звукоряд заданной тональности.

2.От данного звука строитьвверх и определятьпростые интервалы(чистые, большие, малые, тритоны), любой из пройденных аккордов.

3.В заданной тональности уметь строить главные трезвучия лада, их обращения; Dиего обращения, вводные септаккорды (уменьшенный и малый) с разрешением. По данному аккорду определить тональности, в которых он может встретиться.

III. Устный ответ по сольфеджио:

-спеть все элементы музыкального языка, построенные в письменной работе;

- спеть с листа незнакомую мелодию с тактированием. Размеры: 2/4, ¾, 4/4.Мелодия содержит в себе длительности: ноты с точкой, шестнадцатые, пунктирный ритм, паузы. Уровень трудности: 3-4 классы ДМШ.

Определить на слух:

- лад (2 вида мажора и 3 вида минора);

вне тональности: все диатонические интервалы и аккорды;
- интервалы и аккорды в тональности (все пройденные интервалы, тритоны, главные трезвучия лада и их обращения, D7 c обращениями, VII7).


 

Критерии оценок для вступительных испытаний 

 специальность Инструментальное исполнительство по видам Оркестровые духовые и ударные инструменты

2018 г.

 

Сольфеджио

 

критерии оценок

результат

абитуриент написал одноголосный диктант в объеме 8 тактов без ошибок, верно определив размер, грамотно зафиксировав ритм и мелодию. В практической части (за инструментом) абитуриент продемонстрировал умение отвечать четко на вопросы, чисто интонировать, применять теоретические знания в курсе сольфеджио, владение навыками слухового анализа (лады, простые интервалы, аккорды), чтения с листа (с тактированием)

зачет

в диктанте допущены незначительные ошибки (ритмический рисунок, неверно записанные 2-3- ступени, отсутствие хроматизма при наличии такового в диктанте или не записан 1 такт). В устном ответе 1-2 ошибки при построении и интонировании элементов музыкального языка, допущены 1-2- ошибки в слуховом анализе. Не вполне точное интонирование или ритмическое выполнение при чтении с листа, но в целом это задание выполнено уверенно и бегло

зачет

неполная запись музыкального диктанта (отсутствует 2-3- такта), допущены грубые ритмические и мелодические ошибки. В работе у инструмента задания вызывали затруднения, связанные с невладением теоретическим материалом; в слуховом анализе определено не менее 50% от общего объема задания, интонирование не точное, при чтении с листа  допущены существенные ошибки

зачет

диктант написан на 50% и менее: абитуриент не справился с диатонической мелодией в объёме 6-8 тактов, с ритмическими задачами (не записал пунктирный ритм, четверть с точкой и восьмую, группы шестнадцатых, половинную ноту с точкой, комбинации четвертей и восьмых нот), не дифференцировал поступенное и скачкообразное движение мелодии, не уложился во времени написания музыкального диктанта. В практическом разделе не продемонстрировал умения и навыки по курсу сольфеджио: мелодия с листа спета со значительными ритмическими и интонационными погрешностями, абитуриент не выявил навыков пения элементов музыкального языка от звука (интервалы, аккорды), не справился с работой в ладу (пение гамм, разрешение неустойчивых ступеней, главных трезвучий лада,  септаккордов), не показал владения слуховым анализом

незачет

 

Музыкальная грамота

 

Критерии оценок

результат

практическая работа за фортепиано выполнена в полном объеме в соответствии с требованиями приёмных экзаменов, верное построение на фортепиано предложенных элементов музыкального языка (звукорядов гамм, интервалов, аккордов). Допустимый недочёт устного ответа – наличие 1-2 ошибок при самостоятельном их исправлении

зачет

наличие 2-3 ошибок в формулировках основных понятий предмета, в целом грамотное построение на фортепиано элементов музыкального языка  с незначительными помарками

зачет

наличие 3-4 ошибок в практической демонстрации навыков, неуверенные ответы на поставленные вопросы, ошибочное выполнение упражнений на фортепиано в объёме не менее 50% ль общего числа заданий

зачет

абитуриент не справился с практическим выполнением заданий по музыкальной грамоте на фортепиано (не выполнено более половины заданий), в ответе не показал владение теоретическим материалом, умение правильно и чётко формулировать основные понятия предмета, не продемонстрировал навыки применения теоретических сведений (построение гамм, интервалов, аккордов от звука и в тональности)

незачет

 

Зачет:

- соответствие примерным программным требованиям  для  поступающих по

Виду «Оркестровые духовые и ударные инструменты»

- исполнение программы наизусть

- грамотное исполнение нотного текста (ритм, интонационная чистота, соблюдения штрихов и нюансов)

- звуковая культура

- соответствие исполнения замыслу композитора.

Незачет:

- несоответствие требованиям программы вступительных экзаменов

- плохое владение инструментом, незнание основных исполнительских приемов

- частые остановки при исполнении, незнание текста наизусть и невозможность дальнейшего исполнения

- несоблюдения штрихов и нюансов

- стилевое несоответствие

- значительные погрешности качества звука и интонации.

 

 

 

 

 

 

 

 

© 2018 Иркутский областной музыкальный колледж им.Ф.Шопена. Все права защищены.

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных.

Яндекс.Метрика