slab

 

Специальность 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам)  

 

Фортепиано 

Специальность:

Абитуриент должен исполнить программу, включающую в себя:

- одно полифоническое произведение;

- два технических этюда;

- одно произведение крупной формы (1-2 части сонаты или концерта, вариации);

- две разнохарактерные пьесы.

Вступительные испытания по музыкально – теоретической подготовке состоят из нескольких этапов:

- музыкальный диктант (письменно);

- письменная работа по музыкальной грамоте с практическим показом на фортепиано;

- устный ответ по сольфеджио

I.Музыкальный диктант.

- записать одноголосный диктант в течение 25минут. Диктант в объеме 8 тактов с несложным ритмом (могут встретиться ритмические трудности: простые виды синкоп, ноты с точкой, шестнадцатые) и, возможно, вспомогательными хроматизмами. Размеры: 2/4, ¾, 4/4. Диктуется 8-9 раз, через каждые 2 минуты, ещё 5 минут дается на проверку и дописывание.

Уровень трудности диктанта уточняется на консультации.

Примерные образцы диктантов:

diktfonois

II. Письменная работа по музыкальной грамоте.

Теоретический материал по музыкальной грамоте:

1.Длительности и паузы, запись звуков в скрипичном и басовом ключах. Фортепианная клавиатура, название октав, буквенные названия звуков.

2.Метр, размер. Основные виды. Группировка в простых и сложных размерах.

3.Лад. Мажорный и минорный лад. Ступени лада, их название. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые. Главные ступени лада.

4.Гамма. Тетрахорд. Строение мажорной и минорной гаммы. Тоника. Вводные звуки. 2 вида мажора и 3 вида минора

5.Тональность. Одноименные, параллельные, энгармонически равные тональности. Квинтовый круг тональностей. Определение тональности в произведении.

6.Метр. Ритм. Размер. Такт. Затакт. Тактовая черта. Простые и сложные размеры. Группировка. Правила группировки в простом и сложном размере.

7.Длительность звука. Виды длительностей. Пауза. Основные и особые виды деления длительностей. Триоль. Синкопа. Пунктирный ритм. Залигованные ноты. Фермата.

8.Интервал (основание, вершина, гармонический, мелодический, консонанс, диссонанс, две величины интервала). Простые интервалы (знать в них количество тонов и полутонов). Обращение интервалов. Энгармонизм интервалов.

9.Простые интервалы на ступенях натуральных и гармонических ладов. Их построение и разрешение. Характерные интервалы гармонических  ладов /ув.2, ум.7, ув.5, ум.4/. Тритоны натуральных и гармонических         ладов. Разрешение их в 4 тональности.

10.Трезвучие. Виды трезвучий. Интервальный состав, обозначение. Построение

мажорного и минорного трезвучий и их обращений вверх и вниз от звука.

11.Главные трезвучия лада с обращениями, их разрешение. Определить вид

трезвучия и тональности, где оно будет тоническим, субдоминантовым,

доминантовым.

12.Септаккорд. Доминантсептаккорд, его обращения и разрешение.

Интервальный состав D7, D6/5,D4/3, D2,. Построение от звука Dи обращений

(определение тональности заданного аккорда и его разрешение в ней).

13.Вводные септаккорды в натуральном и гармоническом мажоре и миноре.

Интервальный состав, разрешение. IIего интервальный состав и разрешение

(обозначение). Построение вводных септаккордов и IIот звука и разрешение в

тональности.

14.Хроматизм. Альтерация. Хроматическая гамма. Правила написания.

15.Типы тональных отношений: отклонение, модуляция. Родственные

тональности (1степень родства).

16.Лады народной музыки.

17.Буквенная система звуков и тональностей.

18.Транспозиция.

19.Секвенция.

20.Период и его основные характеристики. Каденция и её разновидности.

Образец письменного задания:

  1. От звука построить заданные интервалы и аккорды. Например: вверх от звука «ми» все большие интервалы, Б64, М6,УМ53; вниз от звука «фа» все малые интервалы, М64, Б6,Ув53.
  2. От звука «ля» вверх построить D7, D65D43D2. Определить тональности и разрешить.
  3. Построить в заданной тональности характерные интервалы с разрешением.
  4. В тональности E-dur построить Т53, S64, D2, ум VIIНеустойчивые аккорды разрешить.
  5. Построить хроматическую гамму.
  6. Выполнить группировку в объеме 4 тактов (размеры 2/4, 3/4, 4/4).

Формы работы за фортепиано:

Сыграть на фортепиано любую мажорную или минорную гамму. Назвать ключевые знаки заданной тональности, знаки альтерации гармонического и мелодического минора и гармонического мажора. Ступени гаммы (главные и побочные), по данной ступени определить тонику мажорной и минорной тональности.  

Все нижеперечисленные задания могут быть сняты при условии качественного выполнения письменной работы.

1.Быстро построить и определить интервалы в пределах октавы (чистые, большие, малые, тритоны и характерные). Сделать энгармоническую замену данного интервала, в заданной тональности разрешить диссонирующие интервалы.

2.В тональностях гармонического мажора и минора сыграть на фортепиано увеличенные и уменьшенные интервалы (ув.2. ум.7, ув.5, ум.4, ув.4, ум.5) и разрешить их.

3.От данного звука построить аккорды: трезвучия (большие и малые), Dи его обращения. В заданной тональности построить главные трезвучия, их обращения; Dиего обращения, вводные септаккорды (уменьшенный и малый) в основном виде с разрешением. По данному аккорду определить тональности, в которых он может встретиться.

4.Назвать родственные тональности по отношению к данной.

III. Устный ответ по сольфеджио:

-спеть все элементы музыкального языка, построенные в письменной работе (кроме хроматической гаммы);

- спеть с листа незнакомую мелодию с тактированием. Размеры: 2/4, ¾, 4/4, 3/8. Мелодия содержит в себе длительности: ноты с точкой, шестнадцатые, слигованные ноты, паузы. Уровень трудности: 4-5 классы ДМШ.

Определить на слух:

- лад (2 вида мажора и 3 вида минора);

-простые интервалы и аккорды вне тональности (все виды трезвучий, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды; D7 и его обращения, вводные септаккорды);
-отдельные интервалы и аккорды в тональности (тритоны, характерные интервалы, главные трезвучия и D7 c обращениями, VII7);
- небольшую гармоническуюпоследовательность (4 – 6 аккордов) в тональности в элементарном расположении.

 


 

Критерии оценок для вступительных испытаний 

специальности  Инструментальное исполнительство  вид Фортепиано

2018 г.

 

*Критерии оценок для абитуриентов без музыкальной подготовки приёмная комиссия регулирует  в каждом случае индивидуально, соответственно природным музыкальным способностям поступающих.

 Сольфеджио

критерии оценок

результат

абитуриент написал одноголосный диктант в объеме 8 тактов без ошибок, верно определив размер, грамотно зафиксировав ритм и мелодию. В практической части (за инструментом) абитуриент продемонстрировал умение отвечать четко на вопросы, чисто интонировать, применять теоретические знания в курсе сольфеджио, владение навыками слухового анализа (лады, простые интервалы, аккорды), чтения с листа (с тактированием)

зачет

в диктанте допущены незначительные ошибки (ритмический рисунок, неверно записанные 2-3- ступени, отсутствие хроматизма при наличии такового в диктанте или не записан 1 такт). В устном ответе 1-2 ошибки при построении и интонировании элементов музыкального языка, допущены 1-2- ошибки в слуховом анализе. Не вполне точное интонирование или ритмическое выполнение при чтении с листа, но в целом это задание выполнено уверенно и бегло

зачет

неполная запись музыкального диктанта (отсутствует 2-3- такта), допущены грубые ритмические и мелодические ошибки. В работе у инструмента задания вызывали затруднения, связанные с невладением теоретическим материалом; в слуховом анализе определено не менее 50% от общего объема задания, интонирование не точное, при чтении с листа  допущены существенные ошибки

зачет

диктант написан на 50% и менее: абитуриент не справился с ритмическими сложностями (не записал синкопированный, пунктирный ритм, четверть с точкой и восьмую, группы шестнадцатых, паузы), не услышал хроматический звук, не дифференцировал поступенное и скачкообразное движение мелодии, не уложился во времени написания музыкального диктанта; в практическом разделе не продемонстрированы умения и навыки по курсу сольфеджио: мелодия с листа спета со значительными ритмическими и интонационными погрешностями, абитуриент не продемонстрировал навыки пения элементов музыкального языка от звука (интервалы, аккорды), не справился с работой в ладу (пение гамм, разрешение неустойчивых ступеней, главных трезвучий лада,  септаккордов), не выявил владения слуховым анализом

незачет

 

Музыкальная грамота

Критерии оценок

результат

письменное задание выполнено в полном объеме в соответствии с требованиями приёмных экзаменов, верное построение на фортепиано предложенных элементов музыкального языка (звукорядов гамм, интервалов, аккордов), «чтение» без ошибок хроматической гаммы мажора и минора. Допустимый недочёт устного ответа – наличие 1-2 ошибок при самостоятельном их исправлении

зачет

наличие 2-3 ошибок в письменной работе, в устном ответе по билету допущены незначительные погрешности, грамотное построение на фортепиано элементов музыкального языка  с незначительными помарками

зачет

наличие 3-4 ошибок в письменной работе, неуверенный устный ответ по билету, ошибочное выполнение упражнений на фортепиано в объёме не менее 50% ль общего числа заданий

зачет

абитуриент не справился с письменной работой (не выполнено более половины заданий), в устном ответе не показал владение теоретическим материалом, умение правильно и чётко формулировать основные понятия предмета, не продемонстрировал навыки применения теоретических сведений в работе за фортепиано, не справился с заданием на группировку длительностей

незачет

 

Зачёт - яркое исполнение произведений, полный набор профессиональных навыков: владение стилистическими особенностями, исполнительская инициатива, виртуозность, навыки владения темпо-ритмической устойчивостью, артикуляцией; осмысленное воплощение формы и содержания произведений. Отличные, хорошие или средние музыкальные данные и пианистические способности.

Незачётпрограмма не соответствует требованиям поступающего на фортепианное отделение. Полное отсутствие набора профессиональных навыков: нет устойчивости темпа-ритма, плохая артикуляция, малоосмысленное воплощение формы произведения и его содержания, отсутствие технических навыков, незнание нотного текста произведений, нет исполнительской инициативы, исполнение произведений неэмоциональное, техническая беспомощность, нарушение координации движений пианистического аппарата, а также плохие музыкальные данные и пианистические возможности.

 

 

 

 

© 2018 Иркутский областной музыкальный колледж им.Ф.Шопена. Все права защищены.

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных.

Яндекс.Метрика